Основы фотосъемки: 7 важных моментов

book24 RU
Основы фотосъемки
Основы фотосъемки: 7 важных моментов

Большинство фотолюбителей, купив свою первую зеркалку, даже не задумываются про основы фотосъемки. Самое печальное, что они фотографируют в автоматическом режиме и совсем не задумываются о том как научиться фотографировать с ручными настройками

Конечно, снимать в зеленой зоне удобно. Однако напрашивается вопрос: зачем покупать дорогую фотокамеру и пользоваться ею как цифромыльницей? Получая при этом не качественные фотографии. Давайте вместе попробуем разобраться в этом вопросе.

Вы замечали, что иногда ваши снимки получаются размытыми? Уверен - да. Или еще один неприятный момент. Вы фотографировали без вспышки и снимки получились темные и с цветными точками по всему кадру. Чтобы такого больше не случалось, попробуем вместе разобраться что пошло не так во время съемки.

Давайте простым языком и без лишних терминов рассмотрим как снимать в режиме "М". Т.е. в ручных настройках. На самом деле, это самый важный режим на вашей камере. Не важно, зеркалка у вас или беззеркальная камера. Именно в этом режиме вы самостоятельно контролируете какой получится результат.

Камера не способна понять ваши пожелания. Она всего лишь пытается сделать кадр правильно проэкспонированным. То есть сделать правильную экспозицию. При этом, порой неадекватно задирая ISO или удлиняя выдержку до неприемлемых значений. Чтобы понять основы фотосъемки, нужно разобраться в базовых терминах.

Основы фотосъемки и что такое экспозиция

Экспозиция – это то количество света, которое попадает на матрицу фотокамеры (раньше было на пленку) за то время пока затвор открыт. Если света попало слишком мало, то снимок вышел темный и тогда говорят что он недоэкспонирован. Если кадр получился слишком светлый, то это означает что света попало слишком много и тогда говорят, что снимок переэкспонирован.

Правильная экспозиция получается в тех случаях, когда выдержка и диафрагма (их еще называют экспопарой) настроены так, что на матрицу попало необходимое количество света. Не много и не мало, а столько сколько необходимо.

Выдержка и диафрагма

Зачем нужны выдержка и диафрагма? Давайте начнем с выдержки. Выдержка – это время на которое открывается затвор вашей камеры. Чем она короче, тем больше в цифровом эквиваленте. Например выдержка 1/128 в два раза короче, чем 1/64 и в четыре раза короче чем 1/32. Чем больше выдержка в цифровом значении, тем меньше по времени открыт затвор и тем меньше света попадает на матрицу. Снимок получается темнее. И наоборот, чем длиннее выдержка, тем меньше цифра и света попадает больше. Но здесь есть один подводный камень.

Чем длиннее выдержка, тем больше шансов получить не резкий снимок из-за тряски рук или движения объектов в кадре. Поэтому, если снимаете на объектив 50 мм без стабилизатора, то старайтесь не допускать выдержку длиннее, чем 1/64 на полном кадре или 1/80 на кропе. При наличии стабилизатора эти значения могут доходить до 1/15 секунды.

При съемке на объектив с фокусным расстоянием 24 мм, ставите выдержку не длиннее 1/32. То есть принцип таков – в цифрах выдержка не должна быть меньше длины фокусного расстояния объектива. Компенсировать недостаток света приходится за счет открытия диафрагмы или повышения ISO. Все выше сказанное, справедливо для устранения не резких кадров именно из-за тряски рук, так называемой шевеленки.

Однако, если вы снимаете спортивные состязания или движущиеся объекты, то здесь необходимо фотографировать на выдержках от 1/250 секунды и короче. Спорт также снимают на выдержках от 1/500 и выше. Вы скажете зачем так заморачиваться? Ведь в современных камерах есть режим "спорт" и дело в шляпе.

Конечно, переключившись в этот режим вы получите хорошие снимки, но среди них будут проскакивать и неудачные по качеству. Причем много. Если хотите стать профессионалом, то вы должны снимать с минимальным количеством брака.

Что такое диафрагма

Когда-нибудь держали старый советский объектив в руках? Если да, то могли увидеть в середине него лепестки, которые образуют круглое отверстие. Это и есть диафрагма. На современных объективах без репетитора диафрагмы вы ее так просто не увидите. Потому как она закрывается до нужных значений именно в момент нажатия на затвор.

Диафрагма кроме того что регулирует количество света, также влияет на глубину резкости. Здесь существует обратная зависимость в цифрах. При значении f2.8 она значительно шире чем к примеру при f8. Чем больше открыта диафрагма, тем больше попадает света на матрицу. И тем меньше глубина резкости.

Вы замечали что на крупных портретах бывает так что глаза у модели в резкости, а уши нет. Это как раз потому что маленькая глубина резкости (за счет открытой диафрагмы). При более прикрытой диафрагме и большей глубине резкости такого эффекта не будет. Кадр получится более менее в резкости.

В студиях, с импульсным светом снимают на прикрытых диафрагмах аж до значений f8 и f11. Поэтому там все выходит в резкости. А вот при съемке без вспышек пользуются светосильными объективами открываясь до значений f1.4 и снимки получаются с размытием заднего плана. Надеемся, на этих примерах получилось понятно объяснить что такое глубина резкости и как на нее влияет диафрагма объектива.

Что такое ISO

Если говорить простым языком ISO – это параметр который влияет на светочувствительность матрицы. Т.е. не меняя значений выдержки или диафрагмы, можно сделать снимок светлее. Казалось бы, как замечательно. Но в любой бочке меда найдется ложка дегтя.

Читайте также: Как размыть фон

ISO очень сильно влияет на качество снимка. Чем оно выше в цифровом значении, тем хуже по качеству получается фото. Старайтесь снимать на ISO 100 и поднимать его только тогда, когда настройки выдержки и диафрагмы уже не помогают.

На момент написания статьи, на профессиональных камерах можно снимать на ISO 1600 без особых проблем, чего не скажешь про любительскую линейку фотокамер. На камерах с кропнутыми матрицами выше ISO 400 в темных сценах уже начинаются сильные шумы.

Шумы – это цветные пиксели по всему полю кадра. При этом также падает динамический диапазон. Именно по этой причине камеры на смартфонах в условиях недостатка света снимают так паршиво.

Правила композиции

С базовыми настройками мы разобрались. Все что было описано выше касается света. Точнее настроек по количеству попадаемого света на матрицу. Свет – это главное в фотографии. Но после света по значению важности идет композиция. Давайте рассмотрим основные правила композиции. Очень редко, снимки сделанные с пренебрежением правил композиции, бывают приятными по восприятию. Почему? Давайте рассмотрим что такое композиция.

Композиция при переводе с латинского, означает составление целого из частей. Если применить к фотографии или живописи, то композиция отвечает за целостность восприятия кадра и объединяет объекты в кадре в единое целое. Обратите внимание, что во многих графических редакторах при кадрировании появляется сетка из вертикальных и горизонтальных линий.

Это специально придумано. За основу было взято правило золотого сечения, придуманное еще Леонардо да Винчи. Если размещать ключевые элементы кадра на месте пересечения этих линий, то композиция кадра получается более удачной и приятной для восприятия.

Не забываем также про правило равновесия и симметрии, ведущие линии, диагональные линии (для передачи перспективы) и ритмы. Это все части композиции, которые делают кадр более интересным и наполненным смыслом.

Баланс белого

Баланс белого - это цветовая температура снимка при которой элементы кадра, которые мы видим как белые, будут на фотографии выглядеть белыми. Он полностью зависит от источника света. В солнечный день баланс белого будет один, под неоновыми лампами другим, а под лампами накаливания вообще третьим. И так далее.

Фотокамеры на автомате не всегда правильно справляются с этой настройкой, поэтому лучше его выставлять вручную. Желательно фотографировать в формате RAW, тогда при постобработке этот момент легко корректируется.

Читайте также: Режимы настроек фотокамеры

Неправильный баланс белого приводит к неестественным цветам. Особенно это заметно на портретах, когда скинтон выглядит синюшным или с зеленым оттенком.

Как научиться красиво фотографировать

Мы вкратце и в упрощенном виде рассмотрели основы фотосъемки. Но даже применяя все перечисленные выше знания на практике, можно продолжать и дальше фотографировать посредственно. Знание технической части не сделает из вас успешного коммерческого фотографа.

Узнать подробнее про курс

Очень важно иметь вкус и быть не похожим на остальных фотографов. Т.е. найти или придумать свой стиль. Для этого нужно как можно больше смотреть фотоработы признанных мировых фотографов. Важно не смотреть на работы фотографов из вашего региона. Среди них много посредственных, не стоящих вашего внимания личностей.

Типичные ошибки новичков:

  • Заваленный горизонт
  • Задний план светлее чем модель
  • Ветки и столбы растущие из головы
  • Нет главного объекта в кадре
  • Кадрирование по суставам

Совет

Именно благодаря насмотренности включается подсознание, которое начинает менять ваш стиль фотосъемки. Вы все равно не станете их копией. Но чем больше будете просматривать чужие работы, тем большее влияние это окажет на ваше творчество. Со временем вы заметите как ваш стиль съемки начнет меняться.