Основы фотосъемки

12
309
просмотры

Как научиться фотографировать? Большинство фотолюбителей, купив свою первую зеркалку, снимают в автоматическом режиме и даже не задумываются как научиться фотографировать с ручными настройками. Я бы даже сказал, подавляющее большинство так делает. Конечно, снимать в зеленой зоне удобно. Но часто это чревато неприятными сюрпризами. Автоматика камеры запрограммирована на правильную экспозицию. Казалось бы, что в этом такого плохого? А вот не все так просто, как может показаться на первый взгляд.

Ручной режим съемки

Вы замечали, что иногда ваши снимки получаются размытыми? Или еще один неприятный момент.  Вы фотографировали без вспышки и снимки получились темные и с цветными точками по всему кадру. Чтобы такого больше не случалось, попробуем вместе разобраться в этом вопросе.

Основы фотосъемки

Итак, давайте простым языком без лишних терминов и пугающих схем разберемся как снимать в режиме М. Т.е. в ручных настройках. Это самый важный режим на вашей камере. Не важно зеркалка у вас или беззеркальная камера. Именно в этом режиме вы контролируете какой получится результат. Камера не способна понять ваши пожелания, она всего лишь пытается сделать кадр правильно проэкспонированным. При этом порой неадекватно задирая ISO или удлиняя выдержку до неприемлемых значений. Чтобы понять основы фотосъемки, нужно разобраться в терминах.

Что такое экспозиция

Экспозиция

Экспозиция – это то количество света, которое попадает на матрицу фотокамеры (раньше было на пленку) за то время пока затвор открыт. Если света попало слишком мало, то снимок вышел темный и тогда говорят что он недоэкспонирован. Если кадр получился слишком светлый, то это значит что света попало слишком много и тогда говорят что снимок переэкспонирован. Правильная экспозиция получается в тех случаях, когда выдержка и диафрагма (их еще называют экспопарой) настроены так что на матрицу попало необходимое количество света. Не много и не мало, а столько сколько необходимо.

Выдержка и диафрагма

Зачем нужны выдержка и диафрагма? Давайте начнем с выдержки. Выдержка – это то время на которое открывается затвор вашей камеры. Чем она короче, тем больше в цифровом эквиваленте. Например выдержка 1/128 в два раза короче, чем 1/64 и в четыре раза короче чем 1/32. Чем больше выдержка в цифровом значении, тем меньше открыт затвор и тем меньше света попадает на матрицу. Снимок получается темнее. И наоборот, чем длиннее выдержка, тем меньше цифры и света попадает больше. Здесь есть один подводный камень.

Чем длиннее выдержка, тем больше шансов получить не резкий снимок из-за тряски рук или движения объектов в кадре. Поэтому, если снимаете  на объектив 50 мм без стабилизатора, то старайтесь не допускать выдержку длиннее, чем 1/64 на полном кадре и 1/80 на кропе. При наличии стабилизатора у объектива, эти значения могут доходить и до 1/15 секунды. При съемке на объектив с фокусным расстоянием 24 мм, ставите выдержку не длиннее 1/32. Т.е. принцип таков – в цифрах выдержка не должна быть меньше длины фокусного расстояния объектива. Компенсировать недостаток света приходится за счет открытия диафрагмы или повышения ISO. Все выше сказанное справедливо для устранения не резких кадров из-за тряски рук, так называемой шевеленки.

Затвор

Но что если вы снимаете спортивные состязания или движущиеся объекты? Здесь необходимо фотографировать на выдержках от 1/250 секунды и короче. Спорт снимают на выдержках от 1/500 и выше. Вы скажете зачем так заморачиваться? Ведь в современных камерах есть режим спорт и дело в шляпе. Да, переключившись в этот режим вы получите хорошие снимки, но среди них будут проскакивать и неудачные по качеству. Если хотите стать профессионалом, то вы должны снимать с минимальным количеством брака.

Что такое диафрагма

Когда-нибудь держали старый советский объектив в руках? Если да, то могли увидеть в середине его лепестки, которые образуют круглое отверстие. Это и есть диафрагма. Если нет, то разглядывайте фото ниже. На современных объективах без репетитора диафрагмы вы ее так просто не увидите.

Диафрагма

 

Диафрагма кроме того что регулирует количество света, еще влияет на глубину резкости. Здесь также обратная зависимость в цифрах. При значении f2.8 она значительно шире чем к примеру при f8 Чем больше открыта диафрагма, тем больше попадает света на матрицу. И тем меньше глубина резкости. Вы замечали что на крупных портретах бывает так что глаза у модели в резкости, а вот уши нет. Это как раз потому что маленькая глубина резкости (за счет открытой диафрагмы). При более прикрытой диафрагме и соответственно большей глубине резкости такого эффекта не будет. Все будет более менее в резкости. В студиях с импульсным светом снимают на прикрытых диафрагмах аж до значений f8 и f11. Там все выходит в резкости. И модель и фон. А вот при съемке без вспышек пользуются светосильными объективами открываясь до значений f1.4 и снимки получаются с размытием заднего плана. Надеюсь на этих примерах получилось понятно объяснить что такое глубина резкости и как на нее влияет диафрагма объектива.

Читайте: Как размыть фон

Что такое ISO

Если говорить простым языком ISO – это параметр который влияет на светочувствительность матрицы. Т.е. не меняя значений выдержки или диафрагмы можно сделать снимок светлее. Казалось бы как замечательно. Но, увы, в любой бочке меда найдется ложка дегтя.

ISO

ISO очень сильно влияет на качество снимка. Чем выше оно в цифровом значении, тем хуже по качеству получается снимок. Старайтесь снимать на ISO 100 и поднимать его только тогда, когда настройки выдержки и диафрагмы уже не помогают.

На момент написания статьи на профессиональных камерах можно снимать на ISO 1600 без особых проблем, чего не скажешь про любительскую линейку фотокамер. На камерах с кропнутыми матрицами выше ISO 400 в темных сценах уже начинаются сильные шумы.

Шумы – это цветные пиксели по всему полю кадра. При этом также падает динамический диапазон. Именно по этой причине камеры на смартфонах в условиях недостатка света снимают так паршиво.

Правила композиции

С базовыми настройками мы разобрались. Все что было описано выше касается света. Точнее настроек по количеству попадаемого света на матрицу. Свет – это главное в фотографии. Но после света по значению важности идет композиция. Очень редко снимки сделанные с пренебрежением правил композиции бывают приятными по восприятию. Итак, что такое композиция?

композиция

Композиция при переводе с латинского означает составление целого из частей. Если применить к фотографии или живописи, то композиция отвечает за целостность восприятия кадра и объединяет объекты в кадре в единое целое. Обратите внимание что во многих графических редакторах при кадрировании появляется сетка из вертикальных и горизонтальных линий. Это специально придумано. За основу было взято правило золотого сечения, придуманное еще Леонардо да Винчи. Если размещать ключевые элементы кадра на месте пересечения этих линий, то композиция кадра получается более удачной.

Не забываем также про правило равновесия и симметрии, ведущие линии, диагональные линии (для передачи перспективы) и ритмы. Это все части композиции, которые делают кадр более интересным и наполненным смыслом.

Баланс белого

Простыми словами баланс белого - это цветовая температура снимка при которой элементы кадра, которые мы видим  как белые, будут на фотографии выглядеть белыми. Баланс белого полностью зависит от источника света. В солнечный день он будет один, под неоновыми лампами другим, а под лампами накаливания вообще третьим. И так далее.

Баланс белого

Читайте также: Как стать фотографом с нуля

Фотокамеры на автомате не всегда правильно справляются с этой настройкой, поэтому лучше его выставлять вручную. Желательно фотографировать в формате RAW, тогда при постобработке этот момент легко корректируется.

Неправильный баланс белого приводит к неестественным цветам. Особенно это заметно на портретах, когда скинтон выглядит синюшным или с зеленым оттенком.

Типичные ошибки новичков:

  • Заваленный горизонт
  • Задний план светлее чем модель
  • Ветки и столбы растущие из головы
  • Нет главного объекта в кадре
  • Кадрирование по суставам

Как научиться красиво фотографировать

Мы вкратце и в упрощенном виде рассмотрели основы фотосъемки. Но даже применяя все перечисленные выше знания на практике, можно продолжать и дальше фотографировать посредственно. Знание технической части не сделает из вас успешного коммерческого фотографа. Здесь очень важно иметь вкус и быть не похожим на остальных. Т.е. найти или придумать свой стиль. Для этого нужно как можно больше смотреть фотоработы признанных мировых фотографов. Именно тех кто находится далеко от вас. Важно не смотреть на работы фографов из вашего региона. Среди них много посредственных, не стоящих вашего внимания личностей. Именно благодаря насмотренности включается подсознание, которое начинает менять ваш стиль съемки. Вы все равно не станете их копией. Чем больше вы будете просматривать чужие работы, тем большее влияние это окажет на ваше творчество. Со временем вы заметите как ваш стиль начнет меняться.

12 КОММЕНТАРИИ

  1. Все так доступно объясняете, на понятном языке, как раз для таких как я )) Спасибо.

  2. как профессионально! вам надо вести курсы)) по обучению таких фотодилетантов, как я)) для меня ручная установка — это так сложно))

  3. Спасибо за информацию! Для меня все эти ручные настройки такие непонятные)) есть какие-то небольшие знания в этой области, но всё-таки если ставлю ручные настройки, то все больше методом проб и ошибок)

  4. Привет очень поучающая статья о фотографии. Я сам люблю фотографировать и конечно понимаю что практически мало в этом понимаю. Но теперь читая твою статью на долю стал умнее!!

  5. Полезная статья! Хотелось бы ещё узнать, можно ли сделать приличные снимки «мыльницей»?

  6. Сколько нюансов, я как «чайник» в фотографии пытаюсь фотографировать правильно. Но пока не очень выходит

  7. Техника все круче и есть ощущение что ничего уже и не надо знать. А оказывается это абсолютная иллюзия. Спасибо, что разъясняете.

  8. Спасибо за интересную и нужную статью. Давно хотела заняться фото искусством.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Напишите ваш комментарий
Напишите ваше имя здесь